Мы в социальных сетях

БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛИ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ПО СЛЕДУЮЩИМ АДРЕСАМ:

Касса театра К. Маркса, 2, ежедневно с 12.00 до 19.00, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00 (понедельник – выходной), С 15 до 15.30 перерыв. Тел. 8-962-484-97-97, коллективные заявки – 43-02-08

Театрально-концертная касса ( ЦУМ, 2 этаж, телефон 78-09-60, понедельник - пятница с 10.00 до 19.00, суббота - воскресенье с 10.00 до 17.00).

Касса «ОРЕЛКОНЦЕРТ» (ТЦ «Атолл», телефон 78-00-78 с 10.00 до 21.00, без перерыва и выходных).

АДМИНИСТРАТОРЫ:

Советский район
ЖИГУНОВА Татьяна Ваcильевна
8-910-263-2577, 8-953-624-0855

Заводской район
ЛЕОНОВА Зоя Юрьевна
8-953-620-4386

Железнодорожный и Северный районы
ОСАДЧАЯ Татьяна Николаевна
8-909-227-0060, 8-953-819-2417

По вопросам приобретения билетов учащимися школ, средних и высших учебных заведений обращаться: СЕЛИХОВА Лариса Петровна 8-903-882-3237, (4862) 44-25-52 доб. 202

 

Перед премьерой...

Iej9fkcltjc

 

В Орловском театре для детей и молодежи «СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» идут последние приготовления к премьере. 10 апреля на малой сцене театра состоится показ нового спектакля по пьесе болгарского драматурга Стефана Цанева «ВТОРАЯ СМЕРТЬ ЖАННЫ Д’АРК».

Сегодня мы беседуем с режиссером спектакля Сергеем ПУЗЫРЕВЫМ, который немного приоткроет интригу постановки и расскажет, как обычному человеку стать героем.

- Сергей, пьеса называется «Вторая смерть Жанны Д’Арк». Предполагается, что люди, которые придут на спектакль, знакомы с этой легендой. То есть, с канонической версией тех событий. Поэтому нет смысла сейчас рассказывать о самой Жанне… Что же такого в этом спектакле, чего нет в официальной истории?

- Не совсем хочется рассказывать сюжет, раскрывать интригу, потому что иначе будет не интересно смотреть спектакль. Эта история немного детективная и если я вам сейчас расскажу, кто убийца, сразу станет понятно, о чем речь и зачем тогда смотреть постановку?!

- Это средневековый или современный детектив? Давайте тогда ходить вокруг да около.

- Чтобы поддержать интригу, давайте я назову персонажей, которые присутствуют в спектакле. Там есть, естественно, сама Жанна, Палач, что, в общем-то, не удивительно для этой истории. Но есть еще один персонаж – Бог. Если в легенде о Жанне говорится о том, что она слышала голос Господа и он ее вел, то здесь Он является отдельным самостоятельным персонажем.

- Если вспоминать другие пьесы о Жанне, то практически все они рассказывают о последней ночи перед казнью, когда она принимает судьбоносное решение…

- Здесь ситуация такая же. Главный вопрос – сохранить ли себе жизнь или сохранить подвиг, который был свершен. И к героине приходит Бог. И здесь возникают, наверное, самые сложные перипетии… Это неоднозначный персонаж. Очень сложно понять его мотивировки. Потому что, если его очеловечить, то с этой точки зрения, он понятен. Но когда мы начинаем думать о том, что это все-таки Бог – сверхъестественное и всемогущее существо, то многие его мотивы и цели становятся труднопонимаемыми для человека. «Неисповедимы пути Господни».

- А он как-то себя обозначает, то есть, мы понимаем, что перед нами именно Бог? Или это раскрывается по ходу действия?

- Да, он сразу себя обозначает: «Здравствуй, я – Бог. Ты меня звала, и я пришел». И вот с этого момента начинаются все приключения.

- Давайте поговорим о тех темах, важных вопросах, которые поднимаются и раскрываются в спектакле…

- Все помнят, что Жанну судили за ересь и что ее могли бы и не сжигать, но с условием, что она отречется. Это отречение давало ей возможность остаться в живых, но при этом перечеркивало всю ее деятельность. И вот это решение, повторяюсь, сохранить жизнь или сохранить подвиг, становится краеугольным и в реальной истории, и в этой пьесе. Здесь это попытка пройти через определенное состояние раздвоенности: с одной стороны человек думает о Боге, а с другой – может воровать из кармана мелочь. И эта раздвоенность делает человека очень несчастным, потому что с одной стороны он стремится к Господу, ну или к какому-то человеческому состоянию с большой буквы, а с другой стороны, все время впадает в какое-то скотство.

И вот на сцене появляется третий персонаж – Палач. У него есть замечательная черта, он – патриот. Он на самом деле обожает Жанну, и в пьесе как раз поднимается тема, что работа – это одно, а убеждения – это другое.

- Ничего личного, просто бизнес?..

- Да, но при этом он жутко страдает. Палач понимает, что это не совсем нормально, но он как раз и расширяет эту тему двойственности. Что все люди такие: и высшее духовенство, и палачи, и крестьяне. И это самая большая боль, к вопросу о том, почему человек не может быть счастливым. И, возможно, то решение, которое Жанна принимает, в результате делает ее цельной. Ведь пока человек находится в состоянии «ни там, ни там», у него постоянное чувство вины: я сделал, но вдруг, это плохо, и не сделал – тоже плохо. Ладно, я буду святым, но как же хочется иногда согрешить… И это постоянное сидение на двух стульях делает человека очень несчастным.

Возможно, и это только предположение, потому что трудно говорить за человека, который ушел на костер, для Жанны это стало состоянием некоего счастья, мира с самой собой. Она приняла решение и взяла ответственность на себя за это решение. Да, телу очень больно, но, наверное, вот это равновесие, мир в душе, очень важны.

- Давайте вернемся к интриге спектакля. В чем детектив? Кого в пьесе ищут?

- Там ищут героя. И детектив в том, что каждый из персонажей играет свою историю. И практически до конца не понятно, какую интригу они ведут, потому что каждый знает больше, чем он пытается другим сказать. Они часто играют противоположное, не то, что на самом деле хотят. Например, Бог на протяжении всей пьесы убеждает Жанну, что люди – это червяки, за которых не стоит сражаться. А ведь должно быть все наоборот. Она ждет, что Бог ей скажет: давай, давай, иди на костер, спасай людей! А он говорит обратное, и возникает странное ощущение: что ж это за Бог такой?! Тоже происходит и с Палачом, и с самой Жанной. Каждый из них не дорассказывает что-то о себе. И возникает ощущение: а может быть, это и не Бог, а может быть, это и не Палач, а может быть, это и не Жанна…

И в результате получается, что Бог и Палач – это практически партнеры, что они вместе разыгрывают какую-то пьесу для Жанны. Потому что никто из них в лоб не говорит: делай так и так. Они ходят какими-то кругами. Помните: «Если бы Бог не оставил Иисуса, тот не стал бы Христом»?! И вот то, что человек должен сам, без чьей либо помощи принять подобное решение, и становится главным смыслом игры вокруг Жанны. Она, конечно, надеется, что придет Бог, и все разрулит, все решит, поможет. А он, вдруг, начинает ей говорить совершенно противоположные вещи. И вот в этот момент возникает ощущение, что это игра, театр, что Жанну все разыгрывают. А в какой-то момент появляется ощущение, что это она всех разыгрывает. Но подвиг в результате свершается, потому что каждый человек, на самом деле, чувствует внутри себя, как правильно поступить. Только он находит кучу «отмазок», чтобы так не поступать: из-за страха, из-за лени и еще по каким-то причинам.

И в какой-то момент уже зритель начинает сомневаться, а это вообще Жанна? Но мне кажется, что пьеса отчасти и о том, что не важно – Жанна ты или не Жанна. Важно, как ты поступишь, какое решение ты примешь, когда наступит ответственный момент. И ты в итоге становишься героем и совершаешь то, что в конечном итоге отразится на многих-многих людях.

В том-то и странность игры: все всё знают, но делают вид, что ничего не знают. У каждого свои цели, но, по сути – цель одна: чтобы герой возник, чтобы подвиг состоялся. Но нельзя человека заставить или соблазнить. Это должно быть его решение.

Тема сомнения является основным исследованием в этом спектакле. Как оно появляется, как рождается, почему оно существует, как трансформируется в страхи, отчаяние, в отречение. И, в конце концов, как находится выход из состояния этих сомнений.

- Как вы обозначите жанр спектакля?

- Это трагический фарс. Все всё знают и играют – это фарсово. Но, вместе с тем, речь идет о жизни человека, который в конце погибает, и это, конечно, трагедия. Но, несмотря на трагизм, спектакль веселый.

- А какие эмоции вы ждете от зрителей, какую реакцию: они будут смеяться, плакать, отчаиваться?

- Я очень надеюсь, и рассчитываю на какой-то катарсис. Вообще, казнь – это всегда было зрелище. И люди в Средневековье приходили смотреть именно для того, чтобы испытать это сильное непередаваемое чувство: вот человек сейчас расстанется с жизнью, вот он уходит…

- То есть в спектакле казнь все-таки состоится?

- Ну, конечно, мы Жанну жечь не будем. Но насчет финала еще думаем. Ведь, несмотря на то, что пьеса называется «Вторая смерть Жанны Д’Арк», она все-таки о рождении. О рождении героя. Поэтому мне бы хотелось оставить много надежды. Потому что пока есть такие герои, как Жанна, если они и дальше будут появляться среди людей, значит с человечеством еще не все покончено.

- Что еще важно в этой пьесе?

- Не важно, кто ты, главное, что в важный момент ты поступишь правильно. И это, как мне кажется, должно внушать большой оптимизм. Тем более что Жанина история интересна еще и тем, что там маленькая девчонка. Не мужик какой-то брутальный, а девочка, которая не знала ничего, боялась мышей… И она находит в себе силы. Да, говорят, что Жанну вел Бог, но главное-то решение она приняла без него. Сама! Взвесив все, перепугавшись, отказавшись и снова согласившись… Взвесила и поняла: чтобы остаться человеком, она должна умереть. Вопрос, конечно не в том, что давайте все сгорим. А в том, что в любой ситуации нужно оставаться людьми, не важно, чего это будет стоить.

- Почему после такого задорного, яркого, веселого спектакля «Остров сокровищ», премьера которого состоялась совсем недавно, вы решили обратиться именно к этой теме?

- Получается не совсем после. Начали репетировать как самостоятельную работу еще год назад, но лично для меня эта история началась семь лет назад. Но по разным причинам тогда не сложилось. А недавно нам дали грант на создание спектакля при поддержке Правительства Российской Федерации и СТД РФ, и начались репетиции.

- Почему вас заинтересовала именно эта пьеса?

- Мне всегда была интересна судьба героя, а не маленького человека. Видимо, мне самому нужен герой, на которого можно равняться, до которого хотелось бы дорасти. А здесь еще и история женского подвига, которая вообще в литературе редко встречается. Обычно женщина-мать, женщина-жена, а тут – женщина-воин. При этом она не теряет женственности, не растрачивает свою особую энергетику.

К тому же, эта история, на первый взгляд, вроде бы и простая – понятно, кого спасала, от кого спасала, чего хотела и что из этого получилось. Но есть один момент, который я пока не знаю, как разрешить. Как в пьесе у Шварца, когда герой превращается в Дракона. Так и здесь: может ли герой остаться в живых? Я не знаю. Мне сейчас интересно исследовать тему, как становятся героями. Как приходят к такому состоянию, какое должно быть основание, что бы могла родиться искра героя? В «Жанне» есть этот момент: сострадание к человеку. Даже если изначально ты совсем маленький и слабый человек, но в тебе есть сострадание и возможность понимать и принимать чужую боль – ты можешь стать героем! Если у человека нет этих качеств, то каким бы он не был сильным и смелым, никогда он не сможет пожертвовать свою жизнь ради кого-то.

Полина Дудина 


 

Касса театра - 8(962) 484-97-97, К. Маркса, 2 Заказ билетов - 43-02-08 Коллективные заявки - 43-02-08

©2017 театр «Свободное Пространство»